...Победи свою боль, усталость и страх...

  KYOKUSHIN

  Карате
  Масутацу Ояма
  Этикет Доджо
  Терминалогия
  Философия
  Ката Киокушин
  Соревнования
  Пояса Киокушин
  Символика
  Турниры


  О КЛУБЕ

  Организация
  Инструкторы
  Лучшие бoйцы
  Залы
  Контакты
  Галерея






Интернет - магазин






















  Ката Киокушинкай



      В соответствии с источником влияния, ката Киокушин могут быть сгруппированы следующим образом:

- Наха-те - самое сильное южное влияние: Санчин, Теншо, Гексай Шо, Гекусай Дай, Сайха, Сайчин, Гарю, Сэйпай
- Шури-те - самое сильное северное влияние: Цукино Ката, Канку (Кусянку), Сусихо (Усейши, Тоюшихо)


      Все эти ката, кроме Янцу и Гарю, можно найти в той или иной форме в других основных стилях каратэ (Янцу и Гарю в некоторых случаях находят в стилях, которые являются ответвлениями Киокушин). Гарю, ката с сильным южным влиянием, было разработано Мас Оямой. Янцу - это ката, которое часто находят (с различными вариациями) во многих школах китайского Кемпо. В прошлом ката было больше, главным образом ката из Шотокана, но они были сокращены.


      По отношению к многочисленным ката, которые перестали использоваться в Киокушин, Сосай утверждал, что техники ката Киокушин должны моделировать действительный бой, и ката, которые не имеют такого чистого практического применения, были отклонены. В индивидуальных тренировках каждый должен искать эти применения техник ката. Еще до сравнительно недавнего времени, требования к экзамену на 5-й дан Киокушин в Японии включали ката Хангецу (Сейсан в Годзю-рю), это ката происхождения Шири-те, Название Хангецу означает “пол луны” или “полумесяц” и выводится из многих полукругов описываемых руками или ступнями в ката. Ката Найханчин (Текки) также практиковались в Доджо Оямы. Найканчин - это прекрасные ката, включающие красивые и очень важные для защиты движения. Хотя оно больше не стоит в программе, обе школы, и Шотокан и Годзю-рю, все еще практикуют ката Найканчин. Интересно отметить, что ката Шотокан (северного влияния), перенятые Мас Оямой для Киокушин, созданы, главным образом, для новичков; более продвинутые ката Киокушин пришли из источников Южного влияния.




      Занимаясь развитием каратэ в Японии, Гитин Фунакоши столкнулся с задачей обучения людей, которые были совершенно не знакомы с основами искусства. В эру, когда дзю-кумитэ не практиковалось, было необходимо разработать или применить ката, которые были просты в выполнении, но хорошо служили, для передачи основ каратэ. Таким образом, Фунакоши создал ката Тайкиоку, и применил другие, такие как Пинан, из-за их соответствия цели. Ката Пинаны были созданы Итосу в 1905 году с целью облегчения обучения детей, с которыми он занимался в общественной школе в Окинаве с 1901 года.


      Тот факт, что Мас Ояма выбрал главным образом ката Годзю-рю, в качестве продвинутых ката в Киокушин, говорит о том, что, скорее всего, он считал Южно-китайские теории двух рук и Круга и Точки, как имеющие первостепенную важность в его каратэ. Хотя большинство своих знаний концепций Китайского боевого искусства Сосай Мас Ояма получил в Китае и Корее, эти знания были усилены теориями Годзю-рю, которые он изучал под руководством учителя Со Ней Чу. Многие продвинутые техники Киокушин были взяты Сосаем Оямой из его раннего изучения Южных Китайских боевых искусств.


Названия ката



      Вполне возможно, что ката раньше вообще не имели названий, и получили их позднее, как знаки различия, когда количество ката увеличилось. Конечно, названия ката имеют значения, хотя определения ката по этим значениям совсем не обязательно и может даже ввести в заблуждение и оказаться обманчивым. Имена часто неопределенны в переводе, даже для японца. Некоторые имена скорее китайские, чем японские (благодаря их окинавскому происхождению). Они часто мало или совсем не похожи на физические движения или психологические отношения, в них выражаемые, но во многих случаях выражают романтическую поэтику в сердце мастера, который дал им название. Однако, осознание источника имени ката может а некоторых случаях помочь интерпретировать и выполнить его. Имена некоторых ката переводятся как цифры, указывая, что, возможно, первоначально было так много различных техник в ката. Некоторые данные дают возможность предположить возможное буддистское влияние на использование определенных чисел. Однако, теперешние версии часто не имеют цифровой связи с их именами. Если существует более глубокое, более основное нумерологическое значение в использовании здесь цифр, то это мало известно. Это область, открытая для интересных исследований. Например, первая теория - это, что числа, используемые в именах ката, связаны с модуляцией работы ступенями или с дыханием, а совсем не количество используемых техник. Некоторые ката принимают свои названия от животных; некоторые дают ссылку на динамику и /или отношение внутри ката, которые могут привести к вариациям в исполнении ката из-за разной личной интерпретации этих динамик или отношений. Хотя сохранение традиции делает необходимым строгое соблюдение точности формы, личное исследование должно привести к широкому разнообразию изменений и вариаций с целью практического применения в реальном бою. Однако, традиция должна быть сохранена в контексте собственных личных поисков. Такой поиск жизненно важен, если занимающийся действительно хочет понять ката. Сосай Маc Ояма говорил:


      "Формы, выполненные единственно с целью показа, бессмысленны в каратэ".


      "Мы должны относиться к ката, как к буквам, на которых находят свое выражение предложения и фразы нашего каратэ".


Значение названий



      По словам Сосая Оямы, так как некоторые названия ката взяты от известных окинавских воинов, или относятся к истории древнего Китая и мало что значат для нас сегодня. Хотя, возможно, имена должны быть обновлены, нужно думать и о сохранении традиций. Сохранение традиций, однако, теряет свой смысл, когда значение традиций так непонятно, что совершенно теряется, и нет уместной причины для ее использования.


Тайкеку - "пеpвопpичина", "Великий Пpедел" (аналогично китайскому "Тайцзи"). Ката созданы Гитином Фунакоши. Изучение ката Мас. Ояма сравнивает с овладением ползанием, прежде чем pебёнок научиться ходьбе по Пути каратэ.


      Все Название Тайкеку связывается также с умением видеть целое, не сосредоточиваясь на деталях.


Пинан - "миpное сознание", "миp и гаpмония". Эти ката были созданы Анко Итосу (инстpуктоpом Фунакоси) в 1905 году, как упрощённая версия более сложных китайских фоpм - Тао, для обучения детей. Помимо освоения боевой техники, целью ката является обретение миpного настроения, гармонии тела и духа.


Санчин - "тpи точки", "тpи фазы". Является древнейшей ката каратэ, завезенной из Китая на Окинаву Канpе Хигаонной и ставшей в последствии основой обучения в стиле Hаха-тэ. Предположительно, Санчин восходит к Бодхидхаpме и монастырю Шаолинь. Во множестве истолкований названия этой ката подчёркивается единство триады различных свойств, развиваемых благодаря Санчин. Это могут быть сознание, дух и техника; сознание, тело и техника; сознание, дух и тело; скорость, сила и дыхание; внутренние органы, циркуляция крови и нервная система; и наконец, три вида энергии - локализованных на макушке головы (тэнто), в диафрагме (хаpа) и в нижней части живота (тандэн). Санчин - это изометрическая ката, в которой каждое движение выполняется с полной концентрацией и с мощным дыханием (ибуки). Целью ката является укрепление мышц тела, развитие сильной стойки и плавильного дыхания. Одновременно развивается внутренняя энергия и происходит единение духа и тела.


Тэнсе - "вpащающаяся pука", "текучая pука". Ката создана Тедзюном Мияги в дополнение к Санчин, после углубленного изучения им китайской фоpмы Роккиою. Тэнсе можно соотнести со всеми тpиадами Санчин. Ояма считает её ценнейшей из высших ката.


Сайха (Сайфа) - "пpедельное pазpушение", "большая волна". Эта ката также создана Мияги. Hазвание подpазумевает выpажение пpедельной телесной мощи, а также pешимости и силы духа бусидо, сокpушающих любые пpегpады.


Цуки-но-ката - "счастье и удача", "ката цуки". Ката способствует pазвитию удаpной силы в любом напpавлении (пpи условии пpедставления пpи каждом удаpе pазpушения пpегpады). С постоянными усилиями, напpавленные на pешение жизненных пpоблем, и связывается достижения счастья и удачи, котоpые не пpиходят к тому, кто пpосто ждёт.


Янцу - полагают, что это было имя китайского наместника на Окинаве. Иногда название ката пеpеводиться как "обpетение чистоты". Пpи этом подpазумевается, что в повседневной жизненной боpьбе необходимо стpемиться к пpеодолению собственной слабости и сохpанению чистоты духа.


Гэки сай-дай и се - "большое и малое pазpушение кpепости" или "штуpм и кpепость". Ката созданы Тедзюном Мияги в 1940 году для обучения сильным и мощным движениям. Ката способствует развитию силы в перемещениях и комбинациях, а также подвижности и текучести движений. Плавный переход от атаки к защите даёт преимущество перед грубой силой.


Канку - "созеpцание неба", где "ку" обозначает не только небо, но и Вселенную, Пустоту. Первоначальное название "Кушанку" - по имени китайского наместника на Окинаве (1756). Этот наместник был известным мастером рукопашного боя и часто демонстpиpовал своё искусство. Именно Канку выбрал для своих пеpвых показательных выступлений в Японии Г. Фунакоси (1922). Начальное движение pуками образует треугольник над головой. Чеpез него мы созеpцаем Вселенную и восходящее Солнце. Независимо от трудностей, с которыми мы встречаемся в жизни, Солнце встаёт каждый день и Вселенная пpостиpается пеpед нами. Hет ничего, что могло бы нарушить эту реальность бытия. До тех поp, пока мы здесь и перед нами - Небо и Солнце, - мы никогда не будем побеждены.


Сэйентин - "буря среди покоя", "подавление отступления". Название ката указывает на необходимость преодоления слабости духа и подавления любого желания отступать перед лицом жизненных трудностей. Каждый должен "подавлять отступающее сеpдце". Самураи в долгих походах нуждались в пополнении сил и укреплении стойкости духа. В ката многие движения выполняются в киба-дати; когда ноги ощущают мучительную усталость, сильный дух приходит на помощь.


Суси-хо - "пятьдесят четыре шага". Является одной из двух высших ката стиля Сюpи-тэ. Помимо числовой связи названия с количеством движений в оригинальной форме, число "54" имеет внутpеннюю связь с философией буддизма.


Гаpю - "пробуждающийся дракон". В философском смысле, Гаpю - это великий человек, остающийся в неизвестности. Ката была создана Оямой, а название ранее было его псевдонимом. Истинный каpатэка развивает в себе дух скромности. Как уклоняющийся дракон, он, обладая силой, не стремиться её открыть.


Сэйпай - "восемнадцать pук". Высшая ката стиля Hаха-тэ. Вместе с тем ката, практикуемая в Киокушине, уже может pассматpиваться как самостоятельная фоpма.


      Все Названия ката, которые давали мастера, имеют глубокий смысл. Их не следует забывать и необходимо повторять перед каждым исполнением ката, сосредотачиваясь на принципах и знании, заключенном в каждой из них.


Ката южного происхождения



Санчин - "Три битвы". Имеет различные толкования, например: координация стойки, дыхания и движений руками, или унификация (объединение) тела, ума и духа. Сосай Ояма также говорит о координации между умом, духом и техникой.

Ояма выделил три принципа, важных для овладения ката:

1. темп техники
2. точки (момент) силового нажима
3. контроль дыхания

      Они также могут считаться тремя точками координации в Санчин. Это ката привез в Окинаву из Китая Канрю Хигаонна. На этом ката основывали свое учение школы Наха-те. Также считается, что Санчин исходит еще со времен Бодхидхамы и монастыря Шаолинь.


Теншо - "Поворачивающиеся ладони, изменяющиеся руки". Это ката создал Чоюн Мияги как дополнение к Санчин. Мияги разработал Теншо после глубокого изучения китайского ката Роккишу. Сосай Ояма говорил, что это самое обязательное из всех продвинутых ката каратэ.


Ката Гекусай были созданы Мияги в 1940 году с целью обучения сильным и мощным движениям.


Гекусай Дай - "Завоевывай и занимай - старший". Может также обозначать:"бери приступом крепость".


Гекусай Шо - "Завоевывай и занимай - младший"


Сайфа (Сайха) - "Максимальное разрушение". Это ката также создал Мияги.


Сейчин - Двусмысленно в значении. Часто переводится как "Шторм внутри спокойствия". Дословно обозначает "атакуй мятежное поселение", или "Подави отступления", в зависимости от того, в каких китайских знаках используется. Название указывает необходимость превзойти слабости духа и подавить любое желание сдаться при встрече жизненных испытаний. Нужно “подавить отступающее сердце”.


Гарю - "Опирающийся дракон". В философии слово Гарю относится к великому человеку, который остается в неизвестности. Это ката было создано Сосаем Оямой. Гарю было его псевдонимом в его ранней деятельности в каратэ. Истинный каратист развивает в себе дух смиренности, и, как опирающийся дракон, имеет силу, но выбирает - не выпускать ее.


Сейпай - "Восемнадцать рук". Это было одно из самых продвинутых ката в школах Наха-те. хотя то ката, которое известно в Киокушин, так отличается от версии Годзю, что может вообще рассматриваться как отдельное ката.


Ката северного происхождения



Тайкиоку - Первопричина - Великий предел. Тайкиоку ката были созданы Гитином Фунакоши. Сосай Ояма описывает ката Тайкиоку как основу всех ката, познание которому нужно научиться, прежде чем обучаться идти по тропе каратэ. Знаки в Китайском языке читаются T'ai Ch'i.


Пинан - Пять ката Пинан были созданы Анко Итосу (учителем Фунакоши) в 1905 году, как упрощенные версии продвинутых китайских форм (включая Канку), для того чтобы обучать детей. Преданная тренировка каратэ-до принесет спокойный дух и умиротворенность уверенного сердца.


Янцу - Говорят, это имя китайского военного атташе в Окинаве в 19 веке. Иногда оно также переводится как "Обеспечить чистоту", указывая на то, что каждый должен ежедневно напрягать все усилия в битве жизни, с целью преодолеть слабости и остаться чистым в сердце.


Цукино Ката - Ката ударов кулаком. Это ката учит соблюдать и направлять силу удара в любом направлении и различным оружием.


Сусихо - "Пятьдесят четыре ступни". Это ката было одним из двух самых продвинутых в школах Шури-те. Кроме того, что, вероятно, существует цифровая связь между названием и числом движений в первоначальной форме, число 54 также связано с Буддисткой философией.


Канку - "Узри небеса", "посмотри на небо". Первоначально это ката называлось "Кушанку". Как говорят, это - звание, присвоенное китайскому военному атташе в Окинаве. Исторический Кушанку (Гуан Кю), который связан с введением ката Канку, пришел в Окинаву в 1756 году. Он был экспертом по рукопашному бою и продемонстрировал свои способности, пребывая в Окинаве. Считается, что ката Канку до сих пор сохраняет много элементов первых выступлений Кушанку. Именно это ката выбрал Фунакоши для выполнения на первой общественной демонстрации каратэ-до в Японии, в 1922 году. Канку - это высшее ката в Киокушин. Когда руки выполняющего соединяются в открытой позиции, он смотрит на небеса через руки и размышляет о значимости доблести для человека и о бесконечности небес. Пока небо и земля находятся в их астрономическом пути, все будет хорошо. Солнце вновь поднимется завтра и с ним придет новая надежда, каким бы тяжелым не казался сегодняшний день.


Роль ката на тренировках



      По словам Масутацу Оямы, основные ката так близки к “священным писаниям каратэ”, как только можно подойти. В “Это каратэ” он говорит: “Повторная тренировка основных (ката) делает возможным свободное выражение в движении остальных более продвинутых (ката)”. Далее Ояма говорит, что в пяти ката Пинан содержатся все боевые позиции и техники, в богатом спектре технических вариаций. Как упоминалось в предыдущих главах, Ояма также утверждал, что и в продвинутых ката - Теншо - самое обязательное. В связи с этим я еще раз привожу еще одну цитату из его книги “Это каратэ”:


"Теншо - это базовая иллюстрация определения каратэ, выведенная из китайского кемпо, как техника кругов, основанных на точках".


Вновь Ояма говорит:



"Человек, который тысячи раз сделал (ката) Теншо, и хорошо понимает его теорию, может не только отразить любую атаку, но и всегда сможет найти преимущество для себя в любой атаке, и всегда сможет идеально защитить себя".


      Теншо должно стать первым объектом для тренировки, так как, являясь психологической и теоречической основой тренировки каратэ, а также центральным элементом в базовых упражнениях каратэ, оно включает распространенные техники, блоки и удары, и тесно связано с самой сущностью каратэ.


      Таким образом, следует глубоко изучить Теншо, для того чтобы овладеть каратэ надлежащим образом. Теншо и Санчин объединились и предлагают глубочайший взгляд на динамические принципы каратэ, Санчин - на Янг (Твердый) аспекты силы каратэ, а Теншо - Йин (Мягкий). Понимание каратэ каждого разительно улучшиться при тщательном изучении ката Теншо. Вероятно, одной из самых популярных цитат о значимости и жизненной важности ката является следующая цитата из Кенвы Мабуни, основателя Шито-рю, которую Мас Ояма процитировал в книге “Это каратэ”


      "Самым важным в каратэ являются Номинальные Упражнения. В них переплелись все техники защиты и нападения. По этой причине, мы должны в совершенстве знать их аналитическую значимость, и мы должны правильно их выполнять".


      Хотя, возможно, есть люди, которые думают, что можно игнорировать номинальные упражнения и заниматься только боевой практикой, такое отношение никогда не приведет к реальному прогрессу в каратэ.


      Тренировка только номинальных упражнений, однако, не достаточна для полноценного действия. Разнообразие типов тренировок необходимо для того, чтобы сделать движения ног и кистей сильными и живыми. В дополнение, каждый должен научиться менять положения и быстро передвигаться, иначе в реальной ситуации он не сможет достичь высокого уровня боя. Достаточно одного - двух номинальных упражнений, если заниматься ими правильно и до такой степени, когда они становятся его собственными. Другие упражнения тогда послужат как материал для изучения или ссылки. Как бы ни был широк опыт человека, он бесполезен, если в нем нет глубины. Не зависимо оттого, сколько номинальных упражнений он может знать, если он не достаточно их отработал, они будут бесполезными. Учитесь хорошо и тренируйтесь тщательно в двух или трех формах, и когда придет время их использовать, вы, не осознавая этого, выполните их более эффективно, чем могли бы подумать. Другим моментом, на котором необходимо акцентировать внимание, является правильная тренировка. Если методы вашей тренировки не верны, то не имеет значения, в скольких тренировочных боях вы приняли участие, или сколько камней или досок вы пытаетесь разбить, потому что плохие привычки принесут вам только неудачу.


      Хотя, верно то, что номинальные упражнения составляют самую важную часть каратэ, не следует игнорировать тренировочный бой и тренировку в разбивании камней, досок и прочего. Путь к действительно эффективному каратэ - практиковаться серьезно с мыслью о том, что номинальные упражнения - это 50 процентов вашей работы, а остаток вашей тренировки - другие 50 процентов.


      Одним из самых вдохновляющих опытов в жизни каратиста может быть наблюдение мастерского исполнения ката. Здесь - интеграция движений и силы, чистота жеста, которая электризует атмосферу, не оставляя в душе сомнения в силе и красоте искусства каратэ. Именно к такому уровню совершенствования ката необходимо стремиться. В тренировке ката, опыт должен быть живым. Концентрация на имеющейся задаче - полная, и эта умственная погруженность отражается в полном физическом истощении в результате. Если человек концентрируется глубоко и выполняет ката в полном объеме, как будто находясь в ситуации выбора между жизнью и смертью, физические требования - поразительные. Ката практикуется при полной свободе воображения. Это помогает повысить эмоциональную насыщенность во время тренировок ката. Период Мокусо перед выполнением ката - это как спокойствие перед штормом. Занимающийся каратэ проходит через интенсивную смену сознания, намеренный шаг вперед в умственной осведомленности.


      Для старших дэши оружие становится естественным шагом вперед в искусстве каратэ-до. Оружие учит важности фокуса и балансного контроля. Каратист видит в своем воображении вокруг себя много противников, против которых ему нужно биться, как будто защищая свою жизнь. Движения отражают его напряженные умственные процессы, и можно почувствовать энергию его ауры. Атмосфера электризуется от силы выполнения, и личность каратиста наполняет додже. По окончании ката электрическое напряжение потухает, каратист “возвращается” в себя. Это подобно похождению циклона, после которого все возвращается к напряженному спокойствию. Такая поглощенность тренирует тело, дисциплинирует ум и подковывает дух. Расширяется понимание техники. Не будет преувеличением сказать, что глубочайшая способность проникновения в суть каратэ появляется при интенсивных тренировках ката. Тысячи сконцентрированных повторений ката приводят к сверхъестественной координации и высоко-отточенной чувствительности в кумитэ. Это позволяет дэши узнать, когда противник собирается сделать движение даже раньше, когда это знает сам противник, и он идеально реагирует, находясь в состоянии, когда ум свободен от предварительного обдумывания или беспокойства. Движения человека, который овладел ката, кажутся такими легкими и не требующими усилий, они изобличают годы тренировок, необходимых для того, чтобы достичь такого уровня. Не только развитие техник обеспечивается практикой ката, также предоставлена возможность развивать сильный характер, превозмогая многие преграды на пути овладения этим искусством. При введении турниров и спортивного аспекта в каратэ за несколько последних десятилетий, роль ката в тренировке некоторых каратистов значительно изменилась. Однако, без ката дэши вскоре сталкивается со стеной, через которую он, кажется, не может пройти. Он не способен развить эту наэлектризованность мастера, которая исходит и наполняет собой атмосферу. Дэши, не обращающий внимания на ката, обманывает себя. Вскоре физические характеристики начнут увядать, и он останется только с воспоминаниями о том, каким он был раньше.


      Факт в том, что именно многочасовыми занятиями ката, на которых иногда практикуется только одно или два ката, и повторяются вновь и вновь, можно развить в себе истинное чувство силы, которое окружает настоящего каратиста. Такие тренировки не только развивают превосходные техники, но также действуют как форма медитации для тренировки духа.


      Ката было жизненно важной частью тренировок со времен первых опознаваемых корней, когда в монастыре Шаолинь в 520 в. появился Бодхидхарма.


      Каратэ сегодня развивается со скоростью, никогда прежде не ведомой, и все каратисты несут безмерный груз ответственности за сохранение сущности искусства, которое в наиболее прекрасной и отчетливой форме проявляется в ката. Тот, кто не практикует ката, не занимается истинным искусством каратэ вообще. Ката, конечно, не ограничено только для молодых и проворных. Факт в том, что одним из самых замечательных моментов в ката является то, что ката могут заниматься независимо от возраста и состояния. Это прекрасный метод физической тренировки, и он может выполняться со скоростью, наиболее удобной. Кажется, не существует лучше формы упражнения для человечества вообще, чем ката. Вы сами должны изучить полный предел ваших способностей.


Бункай



      Понимание практического применения техники ката известно под названием бункай. Для того, чтобы ката действительно имели значение для дэши, движения каждого ката должны тщательно изучаться и применяться. На практике хорошо брать одно ката и работать над ним, пока работа ногами не становится естественной и полностью автоматической. Отсюда, человек может менять углы и модуляцию работы ногами, чтобы добиться более полной оценки имеющихся возможностей. Мы предлагаем вам всегда стараться найти, по крайней мере, три применения каждого движения. Если вы не найдете три, то это не страшно. Ценность упражнения лежит в поиске и обдумывании движений. Таким способом можно использовать зрительные образы и творческое воображение при действительном выполнении ката, чтобы извлечь из него истинную силу, заложенную в нем. Если ката выполняется без чувства действительного приложения техники, то речь не может идти о силе и энергии. Всегда помните, каждое движение в ката имеет цель, а напряжение и важность могут широко отличаться. Через поиск бункай, эта цель может быть обнаружена.


      Нельзя недооценивать даже небольшое корректирование бедра в ката. Мельчайшие движения в центре могут перерасти в сильную атаку в исключительные моменты кругового движения. Изменение положения руки на 15 градусов - едва различимо в плече, но для руки может означать разницу между эффективным нокаутом и безуспешной разболтанной петлей. Даже незначительное изменение позиции ступней может означать разницу между способностью успешно устоять на земле и вероятностью быть полностью побежденным.


Три принципа тренировки ката



      Как уже указывалось, во время тренировки, с целью усовершенствования ката, концентрация должна быть полной. То есть, при тренировке ката ум не должен быть занят ни чем больше, даже другими аспектами каратэ, а сконцентрирован только на совершенствовании ката. Если ум погружен таким способом, то можно выполнять даже очень простое движение, например первый шаг первого ката, Тайкиоку Соно Ичи, в течении многих часов, не чувствуя при этом ни капли умственной усталости. Ояма тренировался выполнять 100 ката каждый день во время уединения в горах в Киедзуми. При этом он разбивал тренировочное занятие на 3 этапа. Каждый из этих трех этапов обращается к разным принципам тренировки ката. Таким способом, можно достичь максимального результата от ваших усилий. По мнению Оямы, эти три принципа такие:



1. Темп техники
2. Точки напряжения силы
3. Контроль дыхания.


      В тренировках под руководством Сосая эти моменты постоянно подчеркивались. Работая по очереди с каждым моментом, затем, объединяя все три в одно или два ката за тренировку, способность к уверенному выполнению впечатляющего ката увеличивается в значительной мере. Давайте посмотрим индивидуально на каждый момент, чтобы в более полном объеме понять их значение. Мы должны помнить важность роли ката в нашем искусстве. Концентрируясь на тех моментах мастерства, как было обрисовано выше, мы добьемся быстрого усиления контроля в ката, в прямом соотношении с количеством правильных, сконцентрированных тренировок.


Темп техники



      В ката постоянно имеет место смена темпа техник. Каждое ката имеет свои низкие и высокие моменты. Важно, конечно, сначала изучить последовательность шагов; это занимает относительно короткое время. После этого дэши учится находить моменты скорости в движении, а затем балансирует их с моментом медленного напряжения. Таким способом он доводит ката до его высоких моментов с плавностью и осознанием цели. Он также обнаруживает те комбинации, которые выполняются в быстром потоке, а также те комбинации, которые выполняются в уравновешенном, не изменяющемся, медленном темпе. Он выискивает моменты сбитого ритма в ката, где время выполнения техник регулируется тонко, с тем, чтобы сбить с толку противника, нарушая выбор времени и вместе с этим - его способность защищаться и отбивать удары. Без такой вариации темпа, не может быть высоких моментов концентрации энергии, не может быть грации, а значит и ничего, кроме танца бессмысленных движений. В реальном бою нужно осознать постоянно колеблющийся ритм и соответственно адаптироваться. Если боец не может так адаптироваться, он часто будет терять полный контроль над ситуацией, и возможно, будет реагировать, не представляя действительной угрозы. Другими словами, ничего никогда невозможно было достичь без постоянной осторожности в моменты, когда это необходимо, и "контролируемой свирепости", когда темп увеличивается. Это универсальный принцип. Во всех видах спорта, мастер - это тот, кто научился контролировать темп во всем движении и осознавать, когда появляется необходимость его изменить. Когда необходимо, он может наступать тяжело, с грубой силой, но он может также контролировать свою технику и ритм, если это более соответствует ситуации.


Моменты Напряжения Силы



      Под моментами напряжения силы имеется в виду, что концентрация силы очень сильно изменяется от техники к технике. Некоторые движения выполняются быстро, при возможности в более расслабленном состоянии, позволяя гладкому потоку движения отдавать силу. Другие техники выполняются со всей силой, которой человек владеет, достигая высшей отметки в той единой точке чистой сфокусированной энергии.


      Техники, сопровождаемые киай - это обычно высокие моменты ката, и сила - полная. Временами сила идет от твердости тела, как Земля, недвижимая гора. В других случаях сила приобретает чувство Воды - сила происходит от приспособляемости и способности протекать через движения. Сила может быть как Огонь, свирепо разрушительная и сильно горячая, чтобы к ней приблизиться. Вы чувствуете себя как “Бог энергии”, и что вас невозможно остановить. Или сила может иметь элемент Ветра, циклона, который быстро разрушает все на своем пути. Человек вызывает чувство, что его никогда невозможно схватить, он - как морской ветер. Выше этих элементов - Вакуум (пустота), чье влияние дает ката всеобъемлющее спокойствие и дисциплину, не оставляя сомнений в полном контроле, которым владеет каратист. Занимаясь каратэ, дэши придет к оценке моментов напряжения и чувств, которые их сопровождают.


      Не путайте моменты напряжения силы с физическим напряжением. Иногда моменты силы достигаются чисто техникой и целостностью всего тела в движении, с минимальным напряжением. Это принцип Теории Круга и Точки, а также концентрация центробежной силы. Здесь нет напряжения, и все же огромная сила происходит из гибкости и скорости движения.


Контроль дыхания



      Контроль дыхания в ката - это жизненно важный момент. Нужно научиться соотносить дыхание с темпом движений и моментами напряжения в ката. Например, в ката Санчин сила движений исходит из глубины дыхания ибуки. В технике, сопровождаемой киай, дыхание полностью координируется движением тела. Пока правильное дыхание в ката не становится естественным, нужно постоянно осознавать поток воздуха, который входит и выходит из легких. Постарайтесь проанализировать правильный выбор времени для вдоха и выдоха, и относитесь к этому выбору с такой же важностью, как и к техникам.


      "Человек, который овладел правильным контролем дыхания, может быть спокойным, даже в окружении сильных врагов, во время землетрясения и пожара" - Мас Ояма.


      Контроль дыхания объединяет тело, ум и дух и является таким же важным для правильного применения техники, как и физическая сила. Нужно серьезно изучать модуляцию дыхания и его координацию с телом при выполнении всех техник. Если вы сравните контроль дыхания с различными состояниями ума, вы заметите очень сильную зависимость. Когда человек спокоен и умственно расслаблен, его дыхание - спокойное, глубокое и ровное. Когда он нервный или взбудораженный, дыхание - более быстрое и мелкое. Если вы увидите кого-нибудь, когда он зол и теряет контроль над собой, обратите внимание на дикие колебания его дыхания. Изучение контролирования дыхания успокоит нервы, привнесет дисциплину в ум, и в целом повлияет на всю жизнь.


      Даже в самых базовых ката должна быть идеальная координация дыхания, если вы хотите контролировать свои движения. Иногда дыхание задерживается на момент, а иногда необходимо сделать резкий выдох.


      Есть что-то первобытное в дыхании. Если вы когда-нибудь окажетесь в одиночестве на отвесной скале, и вокруг не будет никого, и только волны, разбивающиеся о берег внизу, и дождь, падающий вам на лицо, вы поймете, что значит - быть живым, и вы познаете могучую близость с элементами, которые вы чувствуете. В такие времена приходит неописуемое желание закричать на все легкие, так чтобы вас услышал весь мир.



Hosted by uCoz